Ин Декор - роспись по дереву
Гжель. Гжельский народный художественный промысел
Традиционный народный художественный промысел - это одна из форм
искусства, осуществляемая на основе коллективного развития традиций народного искусства в определенной
местности из материалов, характерных для данной местности, в процессе творческого ручного
или механического труда мастеров народных художественных промыслов на базе школ мастерства,
созданной данным коллективом. Гжельский промысел
- это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность
поколений, создавший свой современный художественный стиль, имеющий художественную школу,
кадровое образование и являющийся частью культурного достояния России.
Гжель является основным центром российской высокохудожественной керамики, где сформировались
и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями
декоративно-прикладного искусства.
Особенности географического положения, огромные запасы глин и специфика жизненного уклада
способствовали возникновению и развитию керамического промысла. О древних корнях, о самых
первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого
Ивана Калиты, датированной 1339 годом. В археологических раскопках найдены изделия, датированные
Vl-м тыс. до нашей эры. По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель
отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной
посуды для царева двора. Вторая половина XVIII века - полуфаянс, полученный как промежуточный
материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому
черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид
раскрашенного контурного рисунка.
Начало XIX века - эпоха фарфора. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью,
сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых
предметов.
На рубеже XIX-XX веков, когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные
работы, искусство Гжели начинает затухать. В советские годы крупные заводы переориентировались
на выпуск технического фарфора. В 20-30 годы двадцатого столетия
были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д. Турыгино организована артель "Вперед,
керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика"
и в дальнейшем преобразована в урыгинский завод "Художественная керамика".
В 1972 году на базе существующих
производств Гжельского, Фенинского, Турыгинского, Бахтеевского создано
Производственное Объединение "Гжель". Был создан современный Гжельский стиль
гжельской продукции на с использованием синей кобальтовой подглазурной краски.
Коллектив ЗАО "Объединение Гжель" развил и усовершенствовал, унаследованные
традиции и технологии; специализируется на выпуске высокохудожественных изделий из
фарфора, майолики.
Главной особенностью современных художественно-стилевых особенностей является
возрождение старых народных элементов росписи на фарфоре с подглазурной кобальтовой
краской. Стройная система новых, современных художественно-стилевых особенностей
закреплена в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей - мастеров в
процессе творческого варьирования ЗАО "Объединения Гжель".
Стройная художественная система приемов гжельского письма
закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах
исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов,
каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет
или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир,
изображения людей. В целом же современные художественно - стилевые особенности
росписи представляют собой художественное явление, обладающее ярко
выраженным стилистическим единством. Важная особенность в гжельской росписи
сине - белого фарфора - живописное начало. Большое значение придается
движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета.
В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от
звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым
фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое,
крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и
ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки
цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в
пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки.
Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из
лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом,
выполняющимися тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких
и широких линий, перемежающихся точками.
Основными элементами,
составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора,
являются так называемый кистевой "светотеневой мазок"
(мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные:
сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т д. Кистевой "мазок с тенями",
ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким
тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких,
тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия
легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше -
кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине
мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями"
образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном.
В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый
фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама
кобальтовая роспись.
При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок
отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность
синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется
краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но
по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают
краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот
прием чаще используется при изображении многолепестковых
цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета,
а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное
звучание, что придает росписи особую мягкость.
Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого,
ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу
включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской
росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться
с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности,
туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки.
Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью,
берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая
и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные
запоминающиеся образы.
Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные
композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки,
точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные
отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки.
Дополнительные элементы придают живописной композиции
своеобразный ритм.
Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия.
Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность,
выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то,
что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных
фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный
скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться
функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных,
способных не только украсить, но и преобразить наш быт.
Технология
производства фарфора Гжели
По эскизам художников опытные
мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели
будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и
деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается
поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая
форма для отливки изделий.
Фарфоровые
изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер
(жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс
впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает
очертания формы.
Фарфоровые
изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.
Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные
и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками
кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество
вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового
изделия.
|