Ин Декор - роспись по дереву
Городецкая роспись по дереву
На левом берегу
Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец,
основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития
торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди
населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы,
и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву:
лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех
окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски
и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских
землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на
продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.
За короткий
промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным
мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной
характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки
и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость
мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного
назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны
растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы,
листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается
то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине.
Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия.
Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает
какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное
пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление
праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.
Сегодня традиционный народный
художественный промысел "Городецкая роспись" развивается
в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство
оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись
позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки.
Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики
"Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции
этого народного художественного промысла.
Техника росписи мастеров Городца
В первой половине XIX века резьба
по дереву была еще популярной, хотя и очень трудоемкой. К росписи пришли
постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной
краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба.
Непосредственно
перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный
этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании
клеем. И только после этой предварительной работы мастер
приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия –
прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой.
Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных
форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились
всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую
объемность. Орнаменты решались в два – три приема. Наложит
мастер основной цвет одним мазком, рядом положит другой,
оттеняющей или контрастный, а сверху свободным движением нанесёт
“оживку”. И зацветут на тоненьких стебельках цветы, заблагоухают
сказочные розы и нежные купавки. Придёт мастер по работе ещё
один раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городские
цветы.
Очень интересно
решались фигуры людей на городских изделиях. Все лица писались
однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми
движениями кисти рисовались тонкие дуги – брови, черточки –
глаза, дуги – губы.
В начале зарождения промысла
изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масляная краска стала
применяться гораздо позже, только в начале XX в.
|