www.indecor.net.ua «Ин Декор» - оформление интерьеров, создание WEB-сайтов

ИНТЕРЬЕР
ДЕКОР
WEB-design

  ДЕКОРИРОВАНИЕ  ИНТЕРЬЕРОВ  И  ЭКСТЕРЬЕРОВ
ИМИТАЦИЯ  ФАКТУР  И  ПОВЕРХНОСТЕЙ

   

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ВЕБ-ДИЗАЙН
НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА
ДЕКОРИРОВАНИЕ
РОСПИСЬ
ПОРТФОЛИО
БИБЛИОТЕКА
КОНТАКТЫ
Хохломская роспись

 

Хохломская роспись

 

Досточный набор

 

Хохломская роспись

 

Матрешка-часы

 

Ваза с росписью

 

 

Роспись Хохломская роспись

Ин Декор - роспись по дереву

Хохломская "золотая" роспись

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.

В 1916 г. в г. Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой организовали небольшую артель, переросшую впоследствии в крупное производственное объединение «Хохломская Роспись».

С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы. Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».

Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото».

О хохломской росписи

Изделия Хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.

Искусство Хохломы формировалось как драгоценный сплав художественных традиций народных ремесел и орнаментальной живописи Древней Руси. Его истоки восходят к периоду XVII - XVIII веков, когда в леса Заволжья устремились переселенцы, укрывавшиеся от политических и религиозных гонений и принявшие участие в местном промысле деревянной токарной посуды. Среди них были и опытные живописцы. От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники "золотой окраски" изделий, выделившей Хохлому среди других промыслов. Основные принципы хохломской техники "золочения" дерева сохраняются и в наши дни. Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется, и на него наносится тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются "закалке" в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую.

Различные виды хохломского орнамента - верховое "травное" письмо, роспись "под фон", "Кудрина" - восходят в своих истоках к искусству Древней Руси. Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Разновидностью верхового "травного" письма является роспись "под листок" с зелеными, желтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод.

Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносятся контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий их фон. Заканчивая роспись, мастер "разживляет" штрихами силуэтные формы листьев, цветов и плодов, обогащает их цветовой разделкой и выполняет вокруг стеблей по поверхности фона легкие травные "приписки".

Рисунок "Кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном. Выполняя "Кудрину", мастера наносят на поверхность изделий своеобразный узор, в котором рисунок листьев, цветов и плодов составлен из округлых "кудреватых" завитков.

Хохломский мастер никогда точно не повторяет рисунок. Его творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента. Хохломская роспись в своей повседневной работе использует технологический процесс по изготовлению продукции с хохломскими узорами или орнаментом, защищенный более 60 патентами на изобретения, промышленными образцами и товарными знаками. Запатентованная хохломская технология по изготовлению изделий с хохломским сюжетом из фарфора, металла и стекла почти не требует введения новых технологических операций.

Хохломские изделия отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом. В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Ручная хохломская роспись изделий упомянутым письмом показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка. При нанесении растительно - цветочного орнамента на изделия применяют в основном три вида росписи: травка, фон и кудрина.

Травка выполняется в технике так называемого "верхового" письма: цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, которым покрыто изделие из древесного и не древесного материала, и которое после нанесения лака и закалки становится золотистым.

При фоновом письме на серебристую поверхность изделия сначала наносят черной краской контуры орнамента - стеблей растений, листьев, различных плодов, цветов и птиц. Образы природы узнаваемы, они навеяны впечатлениями от цветущих садов, лугов, лесов. Сами они - цветок или лист- остаются блестящими, серебристыми. После закраски фона эти части росписи обогащаются дополнительными деталями. В промежутках между листьями, цветами и крупными ягодами, по самому фону, размещаются травинки и гибкие "усики" с мелкими ягодами, гроздьями рябины и т. д. Фоновая роспись выполняется в ограниченной характерной цветовой гамме с использованием алого, черного и золотого тонов с золотым фоном, иногда с добавлением небольшого количества зеленого, желтого, оранжевого, коричневого тонов в рисунке.

Узоры кудрины оконтурены тонкой линией, т. е. сначала создается линейный контур рисунка. Более четко рисунок появляется лишь при закраске фона черной или красной краской. Но в целом за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преобладает золотистый цвет, что, естественно, изделию придает особую торжественность. Внутри золотого орнамента для придания ему большей выразительности нанесены разнообразные тонкие завиточки; необычны и сами цветы, которые наносят часто фантастический образ.

Хохломская ложка

 

 
 
  Начало |  WEB |  Портфолио |  Библиотека |  Карта сайта |  Контакты
"In Decor"© 2010